DREAMSKILLS
Workshop 6
Эффективные методы мотивации сотрудников.

Основы подходы к мотивации. Теория ERG К.Альдерфера. Иерархия потребностей А.Маслоу. Теория ожиданий Врума.

Фреймворк:
Двухфакторная теория Герцберга

Немотивированных людей не бывает.

Б. Хоффман, Ph.D. University of Central Florida

Внутренняя и Внешняя мотивация
  • Внутренняя мотивация
    Действия и деятельность, которые выполняются исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемых человеком в процессе этой деятельности. Таким образом, это свойство работы или деятельности, присущее им, а не человеку или его решениям.
  • Внешняя мотивация

    Любые иные причинами что-либо делать, помимо внутреннего. Такие награды и вознаграждения немного более осязаемы и конкретны и могут принимать множество различных форм. К примеру, внешние мотиваторы могут быть:

    • материальными (зарплата, премия, приз и т.д.);
    • социальными (повышение на работе, присвоение нового статуса или особых привилегий, иные атрибуты более высокого социального положения и престижа и т.д.);
    • эмоциональными (похвала, различные виды признания и благодарности).
Интересный факт
Иногда материальные награды действуют обратным образом. В исследовании участвовали студенты университета, которых разделили на две группы.

В одной группе участники выполняли задания, просто потому что они были им интересны, в другой же студентам платили за выполнение этих же заданий.

Те студенты, которым оплачивали задания, теряли интерес к их выполнению в будущем, если за них не будут платить. В первой же группе такого не произошло. При этом изначально обе группы студентов одинаково наслаждалась таким видом деятельности.
Более подробно о типах мотивации 
Пять человек вокруг вас
определяют ваш успех
Джим Рон: «Вы представляете собой среднее из пяти человек, с которыми проводите большую часть своего времени». На самом деле, пять человек вокруг вас определяют ваш успех!

! Статья на английском
Человек экономический
Адам Смит описал человека как эгоиста, который ничего не делает без соблюдения своих собственных интересов. А с точки зрения общества - «человек предпочитает общество не вследствие естественной склонности к своим ближним, а вследствие того, что без их содействия он не мог бы пользоваться удобствами и безопасностью. Вот причина, почему ему необходимо общество и он смотрит на все, что ведет к выгоде и к сохранению общества, как на нечто, имеющее отношение к его личным интересам»
Человек социальный

Человек справедливый и правдивый желает вовсе не богатства, он дорожит более всего доверием, которое он внушает к себе. … Благотворительные добродетели украшают общественное здание, но не служат его основанием: можно советовать им следовать, но не вынуждать. Справедливость, напротив того, представляет главную основу общественного устройства. Если она нарушается, то громадное здание, представляемое человеческим обществом, воздвигаемое и скрепляемое самой природой, немедленно рушится и обращается в прах.

Иерархия потребностей Маслоу
По модели Маслоу, человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.
Вся суть пирамиды потребностей
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.
Прочитать подробнее о пирамиде Маслоу

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ: ТЕОРИЯ ГЕРЦБЕРГА

Согласно двухфакторной теории Герцберга, мотивация на работе связана с двумя факторами: удовлетворенность и неудовлетворенность, которые действуют независимо друг от друга.
Неудовлетворенность / Удовлетворенность
  • Неудовлетворенность
    Факторы неудовлетворенности связаны с условиями работы – гигиеной, минимумом, который должен быть. В то время как удовлетворенным себя будет чувствовать тот, кто раскрывает свой потенциал и чувствует себя счастливым. Они связаны с условиями работы и должны быть соблюдены в качестве необходимого минимума:

    • Зарплатная политика
    • Условия труда
    • Оплата труда
    • Система контроля
    • Статус в компании
    • Безопасность рабочего места
  • Удовлетворенность
    Это связано с развитием человека на работе:
    • Реализация своих возможностей и потенциала
    • Карьерное развитие
    • Автономность
    • Зона ответственности
    • Признание заслуг
    • Интерес к работе
If a building becomes architecture, then it is art
If a building becomes architecture, then it is art
Выводы
Отношения между мотивацией и удовлетворенностью работой не слишком сложны. Проблема в том, что многие работодатели рассматривают гигиенические факторы как способы мотивации, когда, по сути они очень мало мотивируют. Жаль, что некоторые руководители любят использовать этот подход, так как считают, что людей в основном мотивирует финансовый аспект.

Ваша же задача, быть хорошими руководителями. Поэтому оглянитесь, поговорите со своими людьми и начните избавляться от вещей, которые раздражают их в компании и на рабочем месте. Удостоверьтесь, что к ним относятся справедливо и с уважением.
Как только вы это сделаете, ищите способы, которыми вы можете помочь людям расти на своей работе. Дайте им возможности для достижения успеха и хвалите их за эти достижения.

Прочитать подробнее о теории Герцберга
Скачать слайды воркшопа
Нажмите на кнопку и скачайте
Оставить рефлексию